Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей.

Проблема адекватного поведения на сцене напрямую связана с непосредственной исполнительской практикой.
Многие факты из истории исполнительского мастерства подтверждают, что даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки зависит не только от умений или одарённости ученика, но и от того, что происходит с ним до начала исполнения, от его способа реагирования на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессовым фактором.

Такие симптомы, как тряска рук, губ, дрожь в коленях, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену, являются основными проявлениями синдрома сценического волнения.

Как правило, маленькие дети любят выступать. Но как только они начинают осознавать, что их действия на сцене могут быть оценены другими людьми, сидящими в зрительном зале, у многих детей возникает психологический дискомфорт, а зрительный зал постепенно превращается для них в источник стресса.

Каковы же причины сценического волнения и как их преодолеть. Часто бывает так, что произведение хорошо выучено, а при выходе на публику из-за волнения, страха сыграно не так, как хотелось. Как с этим бороться?

✅ Чаще всего ученик, находясь на сцене, сосредоточен не на исполнении произведения, а на том, как он выглядит, ведь все смотрят на него. Часто волнение сопровождается мыслями типа: «Что обо мне скажут другие?», «Как я сыграю?», «Каковы будут оценки моей игры?» и т.д., и т.п. Это состояние как раз и отвлекает его от того на что должно быть направлено все его внимание, от исполнения произведения.

Основная проблема заключается в умении и способности ученика сосредоточиться на исполняемом произведении.

✅ Ещё одна из первопричин сценического волнения – это боязнь музыканта забыть текст. Волнуются, потому что боятся забыть; и забывают именно потому, что чрезмерно волнуются. В результате сознание затуманивается, мысли путаются, ослабевает слуховой контроль и контроль за движениями рук и пальцев. Теряется самообладание, ученик допускает неточности, не свойственные ему при обычном исполнении.

Волнение отражается на темпе, качестве звука, чистоте текста, выразительности. Провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточной выученности текста. Действует успокаивающее на психику ученика и является гарантом от капризов памяти на сцене хорошо выученный материал.

✅ Объектом внимания педагога и учащегося должен быть режим дня накануне выступления, то, как ребёнок проводит время перед выступлением, сколько времени он отводит для занятий, которые должны быть регулярными и достаточными по времени.

✅ Важно уметь помочь юному музыканту совладать с причиной сценического волнения. Неплохой эффект дают приемы самовнушения. Нужно внушить ученику уверенность в своих силах. Это входит в обязанности педагога. Именно так и следует настраивать ученика, это лучший метод борьбы со сценобоязнью.

Очень полезно, занимаясь, силой воображения представить себя на сцене заполненного зрителями концертного зала, внушить себе состояние творческой взволнованности и в этом психологическом состоянии исполнить всю программу. Такую репетицию следует проводить тогда, когда произведение выучено, и ни в коем случае не анализировать своё самочувствие во время игры. Всё внимание должно быть сосредоточено на создании художественного образа произведения.

А если есть возможность, то лучше почаще выступать перед родными и близкими,как на концерте – это придаст исполнителю уверенность.

✅ В моей студии есть сцена-тренажер ( выполнена прекрасным мастером по дереву Сергей Леонов )которую вы уже видели не раз, она хорошо помогает тренировать и уверенность в себе, и представлять себя на концерте , приближая исполнителя к ощущению реального выступления. С этими и другими моментами преодоления сценического волнения я помогу справится у себя на занятиях.

Приглашаю всех желающих в мою студию – для записи на занятия звоните или пишите:

8-962-033-33-22 

belichenko.marya@yandex.ru